ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСМОСА

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСМОСА

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСМОСА

Осмос – это химические реакции, происходящие в ламинате, результатом которых является появление на ранее гладкой поверхности ламината пузырьков и выпуклостей. Сам процесс осмоса происходит медленно, постепенно уничтожая структуру полиэфирного ламината и ослабляя его прочность. Объясняя возникновение осмоса, начнем с процесса производства полиэфирной смолы.

Процесс производства ненасыщенных полиэфирных смол (реакция этерификации) – это сбалансированный процесс, во время которого:

 

КИСЛОТЫ + СПИРТ = мы получаем ЭФИР (смола) + ВОДА (которую удаляют путем дистилляции).

 

Когда полиэфир вступает в контакт с водой, происходит обратный процесс и медленная, но устойчивая реакция (гидролиз). В результате гидролиза молекулы полиэстера подвергаются разрушению пропорционально концентрации воды в ламинате. Скорость процесса гидролиза мы можем только ограничивать.

Основной причиной возникновения осмоса является тот факт, что ни одна полиэфирная смола на 100% не устойчива к воздействию воды. Даже закаленные полиэфирные смолы поглощают воду, а поглощение воды будет зависеть:

* от сырья, из которого выполнена смола (также от их качества).

* от качества гелькоутов, использующихся в яхтенной промышленности, которые должны иметь повышенную устойчивость к воздействию воды.

* от ингредиентов ламината (маты, ткани, отвердители и т. д.), которые должны быть соответствующего качества.

* от метода и тщательности изготовления ламината в процессе производства.

Очень часто недооцененный элемент – именно качество изготовления ламината. Ошибки бывают в количестве перекисей (отвердителей), неправильной температуре в процессе отверждения, в процессе производства, неправильная толщина гелькоута. Все это является причиной ухудшения качества и прямого ускорения процесса гидролиза. Плохое качество исполнения, а особенно затвердение ламината, оставление пузырьков / воздушных зазоров возле гелькоута, приводит со временем к их заполнению водой.

Когда вода заполнит воздушные пузыри, начинается как химическое воздействие (повреждение молекул полиэстера), так и физические. Загрязненная вода („соль с примесями”) в воздушных пузырях и адгезийном слое начнет физический процесс, называемый осмосом. Гелевое покрытие будет разделять воду с различной концентрацией загрязняющих веществ:

 

– с одной стороны, на нем будет работать загрязненная различными примесями вода, содержащаяся в ламинате

– с другой - „чистая вода” озера.

Законы природы приводят к тому, что вода различной концентрации загрязняющих веществ стремится к выравниванию их концентрации, начиная процесс диффузии. Единственным способом выравнивания различий концентрации загрязняющих веществ является проникновение „чистой воды” из внешних слоев гелькоута и попытка разбавления раствора внутрь ламината. Диффузия приводит к тому, что в какой-то момент "осмотическое давление" будет настолько большим, что это приведет к деформации гелькоута (в виде пузырьков, заполненных загрязненной водой).

Поэтому осмос мы можем сравнить с разрушением стали от коррозии, хотя это совершенно другой процесс, вызванный другими факторами.

Покупая новую яхту, стоит рассмотреть вопрос о предварительной защите нового ламината антиосмотическим грунтом для стали или, например, антикоррозионными грунтами и т.д.

ПРОЦЕСС РЕМОНТА

Ремонт осмоса – это процесс длительный и требует, в первую очередь, правильного осушения ламината.


Но первой нашей задачей будет удалить все старые слои лаков и красок, в том числе предохраняющих объекты от обрастания водорослями. Краски против обрастания токсичны, поэтому при их удалении обратите особое внимание на средства индивидуальной защиты. Для удаления можно использовать специальные химические средства или же необходимо будет всю поверхность отшлифовать.

Очищенная до чистого гелькоута поверхность выявит все очаги осмоса.


При любых повреждениях, расположенные на поверхности, вскрывают и шлифуют всю поверхность гелькоута, уменьшая ее приблизительно на 2/3 толщины. По возможности, внутреннюю сторону ламината нужно тщательно и неоднократно вымыть с помощью пара или горячей воды. Мытье поможет удалить химические соединения, которые в отличие от воды не испаряются.
Перед началом шпаклевки и покраски нужно очень тщательно высушить корпус. Во время зимовки желательно несколько раз повторить мытье поверхности теплой водой и подогрева корпуса изнутри.

Дальнейшие шаги в борьбе с осмосом можно предпринять только после полного высыхания корпуса:

  1. правильно осушенный корпус промываем от жира с помощью смывки Cleaner SEA LINE.
  2. на поверхность наносим 1-2 слоя эпоксидного Грунта Lightprimer 5:1 SEA LINE.
  3. шпаклюем щели и другие повреждения ламината эпоксидной шпаклевкой, в зависимости от размера дефекта следует подбирать соответствующий ему тип. Большие дырки заполняем Эпоксидной Шпаклевкой со стекловолокном SEA LINE, а остальные места и большие поверхности Эпоксидной Легкой Шпаклевкой SEA LINE.
  4. шпаклюем, чтобы поверхность была идеально ровная и гладкая, готовая к покраске.
  5. на подготовленное таким образом дно накладываем антиосмотическую систему: Эпоксидный грунт антиосмотический HS SEA LINE (2-4 слоя, не менее 300 qm толщиной), содержащий 100% эпоксида
  6. затем на Эпоксидный Грунт антиосмотический HS S SEA LINE наносим еще один слой эпоксидного Грунта Lightprimer 5:1 SEA LINE. Эта подложка проще в обработке, во время подготовки идеально ровной поверхности, перед нанесением окончательного слоя покрытия, образует разделительный слой.
  7. в зависимости от потребностей наносим полиуретановую краску или противообрастающую под линию воды.

Для агрегатов, которые являются новыми или не имеют осмотических пузырей, при необходимости можем использовать для защиты только антиосмотичный эпоксидный грунт Lightprimer 5: 1 SEA LINE (минимальная толщина всех слоев 240 qm dry).


Системы антиосмоса используются ниже ватерлинии, где блок имеет постоянный контакт с водой.

Защиту антиосомосом наносим и на 15-20 сантиметров выше линии воды, создавая дополнительный барьер и защиту от воздействия воды при переменных условиях эксплуатации, как, например, нагрузка на подразделения или волны.